Навигация
Главная
Вход
Регистрация
Добавить сказку
Информация
Героические идеалы в воспитании ребенка.
Обо всём
Расскажи свою сказку
Реклама на сайте
Наша кнопка
Сказки - книги онлайн
Поиск

Разделы
Мифы и легенды
  Легенды Крыма
  Мифы древней Греции
  Русские былины
Народные сказки
  Белорусские
  Народов Востока
    Арабские сказки
    Афганские сказки
    Индийские сказки
    Казахские сказки
    Киргизские сказки
    Курдские сказки
    Непальские сказки
    Пакистанские сказки
    Персидские сказки
    Таджикские сказки
    Татарские сказки
    Турецкие сказки
    Туркменские сказки
    Узбекские сказки
  Народов Севера
    Бурятские
    Карельские
    Финские
    Хакасские
  Русские народные сказки
  Сборник
    Австрийские
    Албанские
    Английские
    Болгарские
    Боснийские
    Венгерские
    Греческие
    Датские
    Еврейские сказки
    Ирландские
    Испанские
    Итальянские
    Македонские
    Молдавские сказки
    Народов Америки
      Кубинские
    Народов Африки
      Суданские
    Народов Кавказа
      Аварские
      Адыгейские
      Кабардинские
      Карачаевские
      Кумыкские
      Лакские
      Ногайские
      Черкесские
      Чеченские сказки
    Немецкие
    Норвежские
    Польские
    Португальские
    Сербские
    Словацкие
    Словенские
    Уйгурские
    Хорватские
    Чешские сказки
    Шведские
    Шотландские
    Эстонские
  Украинские сказки
Сказки зарубежных писателей
  А. Дюма
  Братья Гримм
  В. Гауф
  Г.Х.Андерсен
  Дж. Родари
  О.Уайльд
  Сборник
  Шарль Перро
  Э. Хогарт
Сказки русских писателей
  А.С. Пушкин
  В. Гаршин
  К. Чуковский
  Л. Толстой
  Н. Телешов
  П. Бажов
  П. Ершов
  С. Маршак
  Сборник
Ссылки на литературные проекты
Спонсоры
Героические идеалы в воспитании ребенка.

Данная статья, на наш взгляд, будет полезна в первую очередь полезна взрослым, задумывающимся о воспитании в своих детях таких чувств как доброта, взаимовыручка, способность придти на помощь слабому. Администрация сайта golfmen.ws. Публикуется с разрешения автора.

Совсем недавно на экраны телевизоров вышел новый сериал зарубежного производства – «Герои». Реклама данного сериала в городе оповещает нас, что герои или изменят жизнь к лучшему, или разрушат ее до основания. Подобный слоган наводит на определенные размышления и задает довольно строгие рамки понятия героя, при условии, что непосредственно сам сюжет нам не важен. Этот сериал многие называют культовым, он собрал большую аудиторию разного возраста, включая и тот возраст, в котором происходит ценностное формирование личности. С одной стороны, можно только порадоваться, что в средствах массовой информации вновь вернулись к теме героизма, так как на понятии «героя» основывается правильное ценностное формирование личности. Это понятие задает одновременно не только основу, но и цель подобного формирования, олицетворяет собой образец, идеальный тип поведения человека. Детские психологи И. Медведева и Т. Шишова также неоднократно говорят, что «невозможно вырастить нормального человека, если не предлагать ему в период его формирования возвышенно-романтические, героические идеалы». Понятие «героя» помогает ориентироваться в современном социальном мире, где возникает много моральных ситуаций, где порой и взрослому тяжело их разрешить, сохранив свое личностное достоинство.

С другой стороны, мало кто себе может дать отчет в том, что знает, кто такой герой, дать четкое определение этого понятия. Если, например, выводить подобное определение из вышеуказанного сериала, то получается, что герои – это те люди, которые обладают необычными, сверхчеловеческими способностями, то есть умеют летать, читать мысли на расстоянии и так далее. Или же это, основываясь на российских мультипликационных фильмах «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», человек с гипертрофированным рвением показать «силушку богатырскую» на нечистой силе, что выглядит очень комично, это помимо других моментов дегероизации. Смех в данном случае играет разрушительную роль. Также понятие «героя» можно довольно часто услышать на спортивном канале, особенно, когда выигрывают российские спортсмены. Такое разнообразие в определениях вводит в заблуждение детские умы, и тогда в недалеком будущем над героическими идеалами будут смеяться, не воспринимать их всерьез или же героями станут такие, как Виталий Калоев, Юрий Буданов или Валерий Яранцев.

На данный момент в историко-философской мысли сложился определенный образ героя, который имеет конкретные ценностные признаки. Герой – это человек, который находиться в состоянии борьбы, сталкиваясь на своем пути с разного рода препятствиями, будь то внешние преграды или собственные сомнения и страхи. Подобное состояние имеет своей целью восстановление справедливости, отстаивание общечеловеческих ценностей, борьбу со злом как таковым. Герой осознает свою борьбу как борьбу за всеобщее счастье. Своими действиями он разрушает ценностные основы старого мировоззрения и утверждает новой системы ценностей нового мира, если происходят переломные, революционные ситуации в обществе. Он использует средства, существующих на грани человеческих возможностей, но не являющихся сверхъестественными. Соответственно, герой должен быть наделен смелостью, мужеством, бесстрашием, самоотверженностью. Герой жертвует собой ради других людей, ради их счастья, в этом заключается его предназначение и цель героических действий. Самое большее, что он может отдать – это свою жизнь. Смерть в данном случае не является препятствием на пути к цели, герой презирает ее, относится к ней так, как если он был выше жизни и смерти. С другой стороны, преодоление страха смерти является неоспоримым подтверждением героической позиции. При свершении великих дел собственная жизнь не имеет большого значения, а смерть лишь придает ему ореол величия. Герой является цельной, сильной духом личностью, уверенной в правомерности собственных действиях, обладающий проницательностью, целеустремленностью. Его потребности всегда умерены, он бескорыстен и искренен. Часто герои выполняют покровительственные функции, берут на себя роли пророка или предводителя. Это наиболее общее определение героя, некоторые второстепенные признаки в зависимости от ситуации могут нивелироваться.

На сегодняшний день в российском обществе в обществе присутствует ироничное, негативное отношение к героизму, но при этом не отрицается значимость и важность этого явления. По результатам интернет-дискуссий, в котором участвовали люди в возрасте от 14 до 20 лет, большинство респондентов считает, что общество находится в состоянии поиска героических идеалов, соответственно, это указывает на то, что обществу необходимы новые моральные ориентиры, способствующих стабилизации общества. Те из респондентов, которые полагают, что в современном обществе уже есть герои, конкретизируют образ героя в сфере шоу-бизнеса, в современных политиках или в области спорта. Так, например, в качестве героев называют таких людей, как Мадонна, Дж.Сорос, Й.Оллилла, И.Кампрад, У.Баффет, А.Чубайс, Г.Каспаров, И.Хакамада, В.Новодворская, Л.Радзиховский и т.д.

В современной трактовке «героизма» имеет место негативная тенденция, проявляющаяся, по мнению большинства респондентов, в насильственном формировании образа «героя» государством. И тогда этот образ становится средством манипуляции, которым государственная власть пользуется для влияния на массовое сознание. Необходимость поиска государством новых «героев» связана с изменением политического строя в России, приведшим, в том числе, к изменению трактовки «героического». И государство ищет таких героев, которые стали бы не только моральными ориентирами для подрастающего поколения, но и отвечали бы современной политическим задачам и целям государства. В следствии этого Понятие «героя» теряет общезначимый смысл, так как происходит адаптация понятие под конкретные социальные проекты. Поэтому понимание современного героя принимает субъективный характер. Героический поступок оценивается в зависимости от личных ценностных установок того или иного человека. Восхищение героем может смениться презрением к нему. Считается, что после совершения подвига, герой не застрахован от совершения какого-либо преступления, поэтому нельзя говорить о героизме вообще и, соответственно, невозможно вывести общепринятое понятие «героя».

Примерно 30% участников дискуссии отмечают в качестве свойства героя его социальную полезность. Используя свою неординарность, исключительные возможности, а иногда и хитрость, он может найти «наилучший», наиболее эффективный выход из ситуации. Неслучайно в вышеприведенные списки современных героев попали такие люди, как Мадонна, И.Кампрад и т.д. Они являются полезными для общества своей состоятельностью, жертвуя благотворительным фондам значительные суммы денег. Эти люди, по мнению респондентов, должны служить примером для окружающих, показывая «умение избегать проблем или безотлагательно решать их с минимальными отрицательными последствиями для себя… Они – по-своему, ГЕРОИ (сохранен авторский стиль)». При этом смерть героя здесь как раз проявление слабости, а не высшая точка героических усилий, которая служит доказательством того, что он отдал все, что у него было и даже жизнь. Слабость заключается в том, что задача, трудность не была эффективно разрешена, и герой позволил себе умереть. Остаться в живых – это доказать «свою способность на сверхвозможности. Социальная польза героя состоит в том, что, будучи живым, он свой опыт может передать другим с помощью собственного, реального примера, а не быть «иллюстрированным отпечатком с восторженными комментариями в книге...

Сегодня можно отметить снижение уровня требований к герою. Оказывается, чтобы стать героем, достаточно затратить немного усилий. Например, не руководствоваться в своих действиях сугубо эгоистическими желаниями, не требовать за благие поступки соответствующей награды, поступить неординарно, и человека называют героем. Самопожертвование, которое традиционно является отличительным качеством героя, теперь становиться пределом героизма и, соответственно, перестает быть обязательным. «Наступил себе на горло в какой-то момент и не насвинячил (хотя желание было почти необоримо), и "ордена" не попросил из некоторых соображений - так вот ты и ГЕРОЙ, самый настоящий, героичнее не бывает в природе (исключение если за кого-то жизнь отдал, это потолок)(сохранен авторский стиль). С одной стороны, это может привести к массовости героизма. Идея массовости героизма является характерной чертой понятия «героя» начала ХХ века, в частности, ее представителем был М.Горький. Основной идеей концепции героя является то, что каждый человек может и должен стать героем при определенном воспитании, только так возможно что-либо изменить в мире. Происходит отождествление концепции героя и концепции человека, иначе говоря, человеческая природа осмысливается как героическая по своей сути. «Героическая концепция личности тем и отличается, что она решительно отказывается выделить – по какому бы то ни было предварительному цензу – особую группу героев, и считает героизм перспективой, возможной для каждого человека… Героизм, понятый как единая для всех тенденция развития, приобретает особый социальный, этический, эстетический смысл, он становится мерой каждого человека.., принципом его оценки – оценки не обязательно похвальной, но, возможно, осуждающее. Массовость героизма, где каждый может получить статус героя, может привести к отрицанию героизма вообще. С другой стороны, при таком положении дел, когда каждый может стать героем, героизм может свестись к нулю. Человек ощущает потенциальную возможность обрести статус героя. Соответственно, теряется стимул для стремления к героизму, «герой» перестает быть целью. «Я уже говорил здесь: как мне кажется, делается акцент на потенциальной возможности и способности каждого стать героем. Все определяет только случай. Человеку это нравится: в один прекрасный день он тоже может стать героем. Ему это льстит. Подобная лесть вызывает интерес к героизму с одной стороны и усыпляет активность и инициативность человека с другой стороны.

О.А.Дорохова, емайл - dorol@ya.ru



Web-журнал TimeOut. Москва. http://www.timeout.ru/journal/feature/1959/

Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М.: Семья и школа, 1996. с. 89

Участник дискуссии форума на сайте радио «Эхо Москвы» Dollar http://forum.echo.msk.ru/cgi-bin/mwf/topic_show.pl?pid=1159819;hl=%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b9#pid1159819.

Участник дискуссии на форуме СВАО Пень Лесной http://www.svao.ru/forums/index.php?showtopic=10726

.

Участник дискуссии на форуме «Океан за Рекой» интернет-провайдера Netline Logard-A http://hrafnir.int.nln.ru/forum/showthread.php?t=114&page=2

С.М. Штут. Каков ты, человек. Героическое в советской литературе. М., Советский писатель, 1964. с. 45-46.

Участник дискуссии на форуме «Океан за Рекой» интернет-провайдера Netline Ast http://hrafnir.int.nln.ru/forum/showthread.php?t=114&page=3

Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для предотвращения спама введена премодерация комментариев от незарегистрированных пользователей.